К основному контенту

Родителям

 Если ваш ребенок тревожный

   Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
    Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Критерии определения тревожности у ребенка:
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
  Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
  С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).
Признаки тревожности
Тревожный ребенок:
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на ем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
1
0. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность - 15-20 баллов.
Средняя - 7-14 баллов.
Низкая - 1-6 баллов.
Общение с тревожным ребенком
1. При общении с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: Бабушку лучше не слушай!")
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности ребенка, не требуйте от него того, что он сам не может выполнить. Если ребенку с трудом дается, что – либо, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5. По возможности контролируйте свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учите только необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья.
6. Не превращайте жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Ваше одобрение полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш. Постоянные опасения, тревога не помогут, а скорее помешают ему добиться чего-то значительного в жизни.
7. Иногда дети не говорят прямо о своих тревожных ощущениях. Они шумно ведут себя, стараются привлечь внимание детей и взрослых клоунскими или хулиганскими выходками. Им необходимо понимание и сочувствие, а достигают они своим поведением прямо противоположного результата.

Рекомендации родителям
Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из жизни в детском саду, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т. д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Так  Вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
  • Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с игрушками возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
  • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках.
  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось...»
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...
  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
  • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
  • Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т. д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове.




Гиперактивный ребёнок

   Гиперактивность - это расстройство неврологическо-поведенческого характера, характеризующееся чрезмерной активностью, возбудимостью ребёнка.
   Если ребёнок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребёнка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. То есть даже если он устал,
он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет
и истерит. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает,
не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы
на них. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. Ребёнок может быть неуправляемый, при этом он абсолютно
не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детский сад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.
Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерётся, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп.
У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных.

Причины гиперактивности

   Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребёнка синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Однако на современном этапе исследования СДВГ считаются доминирующими три причины
в развитии синдрома: биологические, генетические, социальные. Во всем мире основными причинами синдрома дефицита внимания
и гиперактивности признаны биологические факторы – это неврологическая патология и наследственная предрасположенность.
    Наиболее ярко признаки заболевания проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, от 5 до 10 лет. Это обусловлено развитием центральной нервной системы в этот период. Зачастую начало посещения детского сада только провоцирует проблемы ребёнка, ведь изменяются требования к нему при нахождении в детском коллективе и требования к нему в семье: изменения режима, изменения в социальном окружении (требования к питанию, организованные занятия, правила коллективного взаимодействия), «отрыв» от матери. Ребёнку трудно справляться с новой ситуацией, с новыми правилами, он начинает проявлять проблемное поведение, что приводит
к неуспешности, а иногда и к отставанию от сверстников.

Критерии выявления гиперактивности у ребёнка:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности
(не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершённого действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтлив.

11. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается
в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую
к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам.

   Говорить о гиперактивности можно только в случае, если перечисленные выше признаки сохраняются на протяжении полугода.

   В силу установления поспешных выводов о гиперактивности ребёнка нужно проявлять аккуратность в оценке его поведения. Синдром гиперактивности – это медицинский диагноз. И, конечно же, право на его постановку имеет только специалист: психиатр или невролог.
   Диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, обследований, наблюдений, а никак не на основе фиксации излишней активности ребёнка.

Рекомендации родителям

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

- проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;

- помните, что поступки ребёнка не всегда являются умышленными;

- контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

- не давайте ребёнку реактивных указаний, избегайте слов «нет»
и «нельзя»;

- стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку;

- реагируйте на действия ребёнка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного (если это не опасно) и т.д.);

- повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;

- не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения
за проступок;

- выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

- уделяйте ребёнку достаточно внимания;

- проводите досуг всей семьёй;

- не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

- установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и для всех членов семьи;

- чаще показывайте ребёнку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере
и просмотра телепередач;

- по возможности избегайте большого скопления людей;

- помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля
и нарастанию гиперактивности;

- организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа:

- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему;

- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка;

- чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания. Однако чувствительны к поощрениям;

- составьте список обязанностей ребёнка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определённые виды работ;

- воспитывайте в детях навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;

- постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив
их с ребёнком;

- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

- не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

- помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;

- не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся ребёнку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;

- объясните ребёнку его проблемы и научите с ними справляться.

Словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребёнок ещё не готов к такой форме работы, поэтому для ребёнка с СДВГ наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

- лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры, просмотр телепередач, встречи с друзьями;

- приём «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное укладывание в постель);

- смена дружеского тона на строгое официальное общение;

- внеочередное дежурство по кухне и т.д.

   Помните, что вслед за понесённым наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем ребёнка родителями.

   Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже лет. Причём признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни, поэтому надеяться на то, что время - лучший лекарь, в данном случае неправомерно. Затраченные же усилия непременно принесут свой результат.

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, поэтому проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не сможет. Постоянные наказания, замечания, окрики, нотации не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его.

Популярные сообщения из этого блога

Родителям

Игры и задания для развития мелкой моторики         Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.  По многим наблюдениям у детей,  которые выполняли упражнения для развития мелкой моторики рук, улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей.    Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма будут демонстрировать хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих свер

Главная страница

  Здравствуйте! Меня зовут Ефремова Алина Игоревна, я педагог-психолог детского сада №45 компенсирующего вида Красносельского района города Санкт-Петербурга.     В своем блоге я буду выкладывать информацию полезную родителям и педагогам. Цель работы педагога - психолога в детском саду:    Создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ.    Задачи деятельности педагога - психолога: Сохранение психологического здоровья детей. Психологическое сопровождение детей в период адаптации. Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, мониторинг развития. Консультационная работа с родителями и педагогами. Формирование у детей способности к контролю и самоорганизации. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей.